Тезисы
● При оценке капитальных затрат на освоение нефтяных месторождений, расположенных в пределах Континентального шельфа РФ необходимо учитывать значительный комплекс факторов, в первую очередь географо-климатические.
● Детальная оценка капитальных затрат на строительство морских сооружений в условиях слабой изученности акватории представляет собой сложную задачу, требующую существенных временных и финансовых затрат. В связи с этим необходима разработка экспресс-методики, позволяющей с определенной степенью достоверности рассчитать величину капитальных затрат на строительство морских платформ в различных географо-климатических условиях.
● Несмотря на тот факт, что различные подходы к способу оценки капитальных затрат при обустройстве морских месторождений рассматривались как за рубежом, так и в отечественной практике, в настоящее время единой методики не существует.
● Предложенный в статье подход – попытка создать универсальную методику, позволяющую проводить экспресс-оценку капитальных затрат на строительство морских сооружений (платформ) в различных географо-климатических условиях (в том числе, для арктических морей) с допустимой на данном этапе достоверностью.
Развитие шельфовых месторождений наиболее значимое для государства направление развития нефтедобывающей отрасли. Именно поэтому в Энергетической стратегии России на период до 2035 г. в качестве одного из приоритетных направлений развития нефтегазовой отрасли предусматривается планомерный ввод в освоение месторождений углеводородного сырья, расположенных в пределах континентального шельфа РФ.
В настоящий момент суммарные извлекаемые запасы нефти шельфовых месторождений превышают 750 млн. тонн, прогнозные ресурсы – 6 млрд тонн. С учетом истощения основных месторождений в наземных нефтегазовых регионах в недалеком будущем разработка морских месторождений углеводородов позволит сохранить, а возможно и увеличить текущие уровни добычи нефти и природного газа. Вместе с тем, освоение этих запасов осложняется следующими факторами:
● отсутствие апробированных технологий, позволяющих вести добычу углеводородного сырья на больших глубинах и при сложных климатических условиях (этот фактор также осложняется текущей санкционной политикой стран, осуществляющих поставки оборудования для ведения глубоководной добычи);
● высокие геологические и технологические риски проведения геологоразведочных работ в пределах континентального шельфа (прежде всего в арктических водах);
● значительные капитальные затраты на создание инфраструктуры, существенно превышающие таковые для месторождений, расположенных в пределах материковой части РФ.
В таких условиях шельфовые проекты требуют более тщательной проработки всех возможных сценариев освоения, включая различные варианты обустройства (различные типы морских платформ) и транспортировки.
Очевидно, что выбор конечного варианта должен осуществляться на основании предварительно проведенных технико-экономических расчетов каждого из рассмотренных сценариев.
Дополнительная сложность проведения таких оценок заключается в том, что морская добывающая платформа представляет собой уникальное техническое сооружение и для оценки ее стоимости (на которую приходится до 50-60% всех капитальных затрат по проекту) необходимо составление проектной документации. Это приводит к значительным временным и финансовым затратам, что в условиях неустойчивой внешнеэкономической ситуации существенно увеличивает риски оценки. Для отдельных акваторий (море Лаптевых, северная часть Баренцева моря и т.д.), ввиду отсутствия необходимых технологий, составление полноценного технического документа на настоящий момент не представляется возможным.
Поэтому в настоящее время для предварительной оценки инвестиционной привлекательности шельфовых проектов широко используются различные экспресс-оценки, позволяющие оперативно и с допустимой на раннем этапе рассмотрения проекта степенью точности оценить объем капительных затрат на платформу. Величина капитальных затрат любого нефтегазового проекта напрямую зависит от большого количества факторов (географо-климатическое положение, геологическое строение, развитость инфраструктуры в регионе и т.п.). При этом для месторождений, расположенных в пределах континентального шельфа, степень влияния географо-климатических условий существенно выше, чем для сухопутных аналогов. Рассмотрим подробнее влияние предложенных групп факторов на разработку морских месторождений нефти.
Влияние географо-климатических факторов на сложность освоения месторождений рассматривается в ряде работ как отечественных, так и зарубежных авторов. В 2007 году коллективом сотрудников «ВНИГРИ» в работе «Разработка нормативного и экономического обеспечения освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России» были представлены данные о возможности освоения месторождений, расположенных в пределах континентального шельфа РФ, в зависимости от глубины моря и ледовых условий. Авторами отмечается, что географо-климатические условия (глубина моря и ледовая обстановка) определяют:
● принципиальную возможность разработки месторождения при существующем уровне технического развития;
● величину капитальных затрат проекта (если месторождение находится в доступных для освоения условиях).
В таких условиях шельфовые проекты требуют более тщательной проработки всех возможных сценариев освоения, включая различные варианты обустройства (различные типы морских платформ) и транспортировки.
Очевидно, что выбор конечного варианта должен осуществляться на основании предварительно проведенных технико-экономических расчетов каждого из рассмотренных сценариев.
Дополнительная сложность проведения таких оценок заключается в том, что морская добывающая платформа представляет собой уникальное техническое сооружение и для оценки ее стоимости (на которую приходится до 50-60% всех капитальных затрат по проекту) необходимо составление проектной документации. Это приводит к значительным временным и финансовым затратам, что в условиях неустойчивой внешнеэкономической ситуации существенно увеличивает риски оценки. Для отдельных акваторий (море Лаптевых, северная часть Баренцева моря и т.д.), ввиду отсутствия необходимых технологий, составление полноценного технического документа на настоящий момент не представляется возможным.
Поэтому в настоящее время для предварительной оценки инвестиционной привлекательности шельфовых проектов широко используются различные экспресс-оценки, позволяющие оперативно и с допустимой на раннем этапе рассмотрения проекта степенью точности оценить объем капительных затрат на платформу. Величина капитальных затрат любого нефтегазового проекта напрямую зависит от большого количества факторов (географо-климатическое положение, геологическое строение, развитость инфраструктуры в регионе и т.п.). При этом для месторождений, расположенных в пределах континентального шельфа, степень влияния географо-климатических условий существенно выше, чем для сухопутных аналогов. Рассмотрим подробнее влияние предложенных групп факторов на разработку морских месторождений нефти.
Влияние географо-климатических факторов на сложность освоения месторождений рассматривается в ряде работ как отечественных, так и зарубежных авторов.
В 2007 году коллективом сотрудников «ВНИГРИ» в работе «Разработка нормативного и экономического обеспечения освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России» были представлены данные о возможности освоения месторождений, расположенных в пределах континентального шельфа РФ, в зависимости от глубины моря и ледовых условий. Авторами отмечается, что географо-климатические условия (глубина моря и ледовая обстановка) определяют:
● принципиальную возможность разработки месторождения при существующем уровне технического развития;
● величину капитальных затрат проекта (если месторождение находится в доступных для освоения условиях).
Например, согласно авторам, в зависимости от глубины моря и сложности ледовой обстановки стоимость строительства кессонных гравитационных платформ может колебаться от 24 до 31 миллиардов рублей (все цены на 2007 год), стоимость многоколонных гравитационных платформ – на уровне 18-33,5 миллиардов рублей.
Влияние глубины моря на стоимость морских сооружений исследуется также в работе [1]. Авторами отмечается наличие корреляционной связи между глубиной моря и стоимостью основания платформы. Расчет производится через определение необходимого объема бетона для сооружения. При этом подчеркивается отличие корреляционных зависимостей для арктических и субарктических морей.
Таким образом, в качестве факторов, оказывающих наибольшее влияние на величину затрат проекта освоения шельфового месторождения, рекомендуется рассматривать глубину моря в районе месторождения и сложность ледовой обстановки (тип и толщина льда, период открытой воды).
Влияние геологических факторов на разработку морских и наземных объектов не отличается, среди наиболее существенных можно выделить глубину залегания продуктивных горизонтов, проницаемость пород-коллекторов, нефтенасыщенность, вязкость нефти, эффективную нефтенасыщенную толщину и т.п. Однако, в виду слабой геологической изученности шельфа и отсутствия качественной информации, имеет смысл в первую очередь рассматривать наиболее значимый с экономической точки зрения геологический фактор – глубину залегания продуктивных пластов, определяющий величину затрат на бурение эксплуатационных скважин.
Среди технико-экономических факторов в первую очередь необходимо рассматривать удаленность месторождений от береговой линии, поскольку это существенно увеличивает затраты на строительство дорогостоящих подводных трубопроводов. Кроме того, необходимо учитывать и удаленность от возможных транспортных систем, к которым относятся либо нефтеналивные терминалы, либо магистральные нефтепроводы.
Отсутствие транспортной инфраструктуры в районе существенно увеличивает капитальные затраты проекта, поскольку возникает необходимость строительства трубопроводов большой протяженности (до ближайшей возможной точки «врезки» в магистральный нефтепровод), либо создание терминала и танкерного флота для вывоза продукции морским путем.
Так же существенное значение имеет наличие береговой инфраструктуры (объектов сбора и подготовки продукции, вахтовых поселков, вертолетных площадок и т.п.). В таблице 1 представлены факторы, затрудняющие освоение морских месторождений.